Одной из важных социальных проблем современного общества является ухудшение здоровья подрастающего поколения. Так на протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения.
Особенно большое значение для формирования здоровья детей и подростков имеют школьные факторы, в связи с их длительным воздействием на растущий организм в течение всего периода обучения в школе. К таким факторам относятся чрезмерные образовательные нагрузки, психоэмоциональный дискомфорт, школьный стресс, длительные статические нагрузки, низкая двигательная активность, нерациональное школьное питание и др.
Комплексное воздействие этих факторов формирует школьно обусловленные нарушения и заболевания (нарушения осанки и зрения, деформации позвоночника и стопы, нарушения физического развития, заболевания органов пищеварения и др.).
Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в т.ч. оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.
ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.